Подготовка сжатого воздуха
В промышленности сжатый воздух является вторым по широте использования энергоносителем (после электроэнергии) и применяется в самых разных отраслях производства. Диапазон применений сжатого воздуха простирается от общепромышленного воздуха без каких-либо специфических требований к качеству, до абсолютно сухого, не содержащего масла и стерильного сжатого воздуха для фармацевтической и пищевой промышленности. Такой разброс требований означает, что очень важна специальная подготовка сжатого воздуха, в точности соответствующая требованиям конкретного применения.
Воздух, всасываемый компрессором, может содержать до 180 миллионов частиц пыли на 1 м3, имеет влажность от 50% до 80%, и содержит от 0,01 до 0,03 мг/м3 масла в виде несгоревших углеводородов. Кроме того, в атмосфере содержатся пары масел, микроорганизмы до 3850 шт/нм3, бактерии, грибки, котельная пыль и сажа до 10 мг/нм3, влага до 10-11 мг/нм3 и т.п. При сжатии, например, до 10 бар, концентрация загрязняющих примесей возрастает в 11 раз, т.е. в 1 м3 сжатого воздуха будет содержаться порядка 2 миллиардов частиц пыли. Атмосферная влага, всасываемая компрессором, способна вызывать коррозию в трубопроводах, уплотнениях и арматуре, что на 30-40% увеличивает расход сжатого воздуха.
Количество влаги, всасываемой компрессорной установкой, достигает значительных величин. Например, при относительной влажности 70% и температуре всасывания 32 °С в компрессоре производительностью 14 м3/мин и давлением 8 бар (изб.) за 8-часовую смену выделяется более 160 л конденсата.
Появление сконденсировавшейся капельной влаги в сжатом воздухе вызывает очень серьёзные эксплуатационные проблемы:
- смытие защитной масляной пленки на пневмоинструментах и механизмах;
- коррозию металлов и образование ржавчины в воздухопроводах;
- повышенные износы и увеличение стоимости техобслуживания пневмоинструмента;
нарушения работы пневматических вентилей и пневмоцилиндров (прилипание, заедание и т.п.);
- нарушения работы КИП и повышение стоимости их технического обслуживания;
- ухудшение качества лакокрасочных составов при пневматической покраске (искажение цвета, ухудшение сцепления с поверхностью, поверхностные дефекты и т.п.);
- коррозию изделий, подвергнутых пескоструйной обработке с применением влажного воздуха;
- обмерзание и забивание трубопроводов, арматуры и приборов льдом в холодную погоду;
- образование дополнительного конденсата или льда на выходе влажного воздуха при внезапном его расширении;
- потеря эффективности электронных приборов (электронных датчиков, реле, преобразователей частоты, записывающих приборов и т.п.);
- ухудшение качества выпускаемой продукции в ряде отраслей промышленности (фармацевтика, химия и т.п.);
- ухудшение качества бумаги в полиграфии в случае попадания влаги (прилипание, промокание и т.п.);
- ухудшение качества пищевых продуктов и напитков благодаря искажениям исходных пропорций в составах (производство хлебобулочных изделий, ликеров и т.п.);
- ухудшение качества цемента и других материалов при пневмотранспорте с использованием влажного воздуха;
- образование высокоагрессивных кислот при пневматической разгрузке цистерн с жидким хлором и другими аналогичными продуктами, если разгрузка осуществляется влажным воздухом;
- повреждения оборудования при испытаниях их в аэродинамических трубах, в которых удары капель жидкости при сверхвысоких скоростях равносильны обстрелу автоматными пулями.
Влажность воздуха может быть выражена через показатели относительной (%) и абсолютной (г/нм3) влажности, а также температуры точки росы. Относительная влажность воздуха определяется как отношение массы водяного пара в воздухе к массе водяного пара в воздухе в насыщенном состоянии при данной температуре. Воздух может содержать в себе влагу в виде пара тем больше, чем больше его температура. Однако с ростом давления эта способность воздуха уменьшается.
Температура точки росы - это температура, при которой влага, содержащаяся в воздухе, начинает выделяться в виде конденсата при его охлаждении при определенном постоянном давлении, а воздух становится насыщенным.
В зависимости от конкретного применения сжатый воздух подлежит тем или иным видам подготовки. Стандарт DIN ISO 8573-1 устанавливает 6 классов чистоты воздуха и соответствующее каждому классу предельно допустимое содержание различных видов примесей.
Примеси и классы чистоты воздуха в соответствии с DIN ISO 8573-1:
Класс чистоты |
Максимальное содержание масла, мг/м3 |
Твердые частицы |
Максимальная температура точки росы под давлением, 0С |
|
Максимальный размер, мкм |
Максимальное содержание, мг/м3 |
|||
1 |
0,01 |
0,1 |
0,1 |
минус 70 |
2 |
0,1 |
1 |
1 |
минус 40 |
3 |
1 |
5 |
5 |
минус 20 |
4 |
5 |
15 |
8 |
3 |
5 |
25 |
40 |
10 |
7 |
6 |
- |
- |
- |
10 |
По ГОСТ 17433-80 регламентируется: размер твердых частиц (d,мкм), содержание посторонних частиц (С) и капельных фракций масла (Oil) и воды (W), измеряемое в мг/м3, точка росы водяного пара:
Класс чистоты |
Размер твердых частиц, мкм |
Содержание твердых частиц, мг/м3 |
Максимальное содержание масла, мг/м3 |
Максимальное содержание воды, мг/м3 |
0 |
0,5 |
0,001 |
0 |
0 |
1 |
5 |
1 |
0 |
0 |
2 |
5 |
1 |
500 |
0 |
3 |
10 |
2 |
0 |
0 |
4 |
10 |
2 |
800 |
16 |
5 |
25 |
2 |
0 |
0 |
6 |
25 |
2 |
800 |
16 |
7 |
40 |
4 |
0 |
0 |
8 |
40 |
4 |
800 |
16 |
9 |
80 |
4 |
0 |
0 |
10 |
80 |
4 |
800 |
16 |
11 |
* |
12,5 |
0 |
0 |
12 |
* |
12,5 |
3200 |
25 |
13 |
* |
25 |
0 |
0 |
14 |
* |
25 |
10000 |
100 |
Для классов 0, 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 точка росы водяного пара – ниже минимальной рабочей температуры не менее чем на 10 К
Для классов 2,4,6,8,10,12,14 точка росы водяного пара не регламентируется.
*- значение данного параметра не регламентируется.